Отчет "Рейтинг продавцов" предназначен для формирования рейтинга продавцов за период.
Рейтингование продавцов может применяться для дополнительной системы мотивации сотрудников. Как правило рейтинг формируется на ежемесячной или ежеквартальной основе. В зависимости от правил в компании лучшему сотруднику выделяется или денежная доп.премия или может применяться другая система нематериальной мотивации.
Традиционно выделяют два типа рейтинга в зависимости от особенностей ведения торговли и сложившихся отношений в коллективе:
- индивидуальный учет продаж
- общий учет продаж
Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки. Далее описаны особенности обоих подходов.
Индивидуальный учет продаж
Алгоритм:
За выбранный период (как правило месяц или квартал) суммируются все продажи продавца. Из полученной суммы вычитаются все возвраты, которые были от продаж продавца. При этом продажа на которую пришел возврат могла быть в любом периоде до даты "Дата по" параметрах отчета. Продавец оформивший возврат из расчета исключен, это может быть любой продавец. Сумма продаж за вычетом возвратов делится на кол-во смен, в которую работал продавец и рассчитывается средняя продажа в смену. Сменой считается день, в который была хотя бы одна продажа. Рейтинг формируется по убыванию средней продажи. 1-е место подсвечивается цветом. Остальная информация в столбцах отчета является дополнительной.
Плюс:
Сотрудник явно видит результат своей работы и напрямую может на него повлиять.
Минус:
В коллективе может развиваться индивидуализм и агрессивная конкурентная обстановка.
Общий учет продаж
Алгоритм:
Продажи продавца за смену учитывается как сумма продаж всех продавцов работавших в смену. Сотрудник считается работавшим в смену, если под его учетной записью была совершена хотя бы одна продажа. Далее все продажи по продавцу суммируются за все смены, в который работал продавец и считается средняя продажа за период. Возвраты вычитаются индивидуально из продавца оформившего продажу. По средней продаже и формируется рейтинг.
Пример: В день T1 работали продавцы П1, П2, П3, общая сумма продаж за смену составила X руб. В день T2 работали продавцы П1, П3, П4 общая сумма продаж за смену составила Y руб. В день T2 был оформлен возврат на сумму Z-руб. на товар, который продал продавец П2 в смену T1. Средние продажи будут считаться так: для продавца П3 = (X+Y)/2 руб., для для П1 = X руб., для П2 = X-Z руб. для П4 = Y руб.
Плюс:
Данный подход позволяет работать продавцам в одной команде на общий результат, не конкурировать за клиентов в течении смены. При этом исключена возможность фиктивных продаж "своим" с последующими возвратами, т.к. возвраты учитываются индивидуально.
Минус:
Работа сотрудника на общий результат может демотивировать активных продавцов и поощрять меннее активных, т.к. результат все равно общий.
Отчет "Рейтинг продавцов" можно формировать по всем филиалам или в разрезе каждого филиала. Алгоритм расчета при этом одинаков.